Театральная деятельность

В МБДОУ «Детский сад №17» с октября 2023 года функционируют 2 ДОП программы по художественной направленности (театральная деятельность) (бесплатно):

 

  1. «Играем в сказку»

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности (театральная деятельность) «Играем в сказку», возрастной состав- 5,5-7 лет. Руководитель: Воспитатель Батыршина Роза Музибовна.

Краткая справка по программе.

Занятия проводит воспитатель Батыршина Р.М.

Срок реализации: октябрь 2022г.-май 2023г.

Возраст детей 5,5-7 лет.

Группа: подготовительная.

Количество участников – 24 человека.

Половая принадлежность: смешанный состав.

По целевой установке – общеразвивающая.

Программа реализуется с 1 октября по 31 мая.

Место проведения – группа.

Источник: на основе книги «Театральные занятия в детском саду» М.Д. Маханёвой.

Пояснительная записка.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь и ее грамматический строй. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сфере ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, а выражает свое собственное отношение к добру и злу. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.  Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, через какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе.

Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

В основу программы театрального кружка «Играем в сказку» легла программа «Театральные занятия в детском саду» М.Д. Маханёвой.

План – программа рассчитана на 1 год обучения.

Практический материал рассчитан на 32 занятия в год (1 раз в неделю, четверг в 15.30).

Количество участников – 25 человек.

Занятия проводятся согласно плану.

Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
  2. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
  3. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр теней и др.).
  4. Развивать и совершенствовать все стороны речи: активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую и монологическую речь.
  5. Развить интерес к театру как искусству.
  6. Развивать у детей эмпатию, эмоциональную сферу, коммуникативные навыки.
  7. Воспитывать навыки театральной культуры, любовь к театру.

Ожидаемые результаты:У ребенка развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности (с удовольствием участвует в драматизации знакомых произведений, создавая образ персонажа, пользуется мимикой, жестом, выразительным движением, интонацией).

 

  1. «Волшебный театр»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности (театральная деятельность) «Волшебный театр», возрастной состав- 5,5-7 лет. Руководитель: воспитатель Ахунова Альфиза Альбертовна.

Краткая справка по программе.

Занятия проводит - воспитатель.

Срок реализации октябрь 2022 май 2023 г.

Возраст детей: 5,5 - 7 лет.

Группа: подготовительная.

Количество участников – 28 человек.

Половая принадлежность: смешанный состав.

По целевой установке – общеразвивающая.

Место проведения – группа.

Источник: на основе книги «Театральные занятия в детском саду» М.Д. Маханёвой.

Основные направления программы:

  1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
  2. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

  1. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

  1. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

- Что такое театр, театральное искусство;

- Какие представления бывают в театре;

- Кто такие актеры;

- Какие превращения происходят на сцене;

- Как вести себя в театре.

  1. Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми).

К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

Цель и задачи программы.

Цель программы – создание условий для развития творческих способностей детей подготовительной группы средствами театрального искусства.

Задачи:

1.Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.);

2.Учить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;

3.Обучать детей правилам кукловождения;

4.Учить согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнёру);

5.Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);

  • развивать мелкую моторику руки, речь и коммуникативные навыки;
  • развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
  • развивать социально-коммуникативные навыки детей при общении друг с другом;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, выразительность речи, артистические способности через театрализованную игру;
  • развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников, артистические способности детей через театрализованную игру;
  • воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театральную деятельность
  • воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, сочувствие и т.д.;
  • воспитывать любовь к творческой деятельности, желание участвовать в спектаклях;
  • воспитывать эстетический, художественный вкус;

Планируемый результат:

1.Получат представления о театре, о его разновидностях;

2.Научатся работать в коллективе, общаться между собой посредством театральных образов;

3.Дети научатся инсценировать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки;

  • дети научатся простейшим приемам кукловождения настольных кукол;
  • научатся в самостоятельных театрализованных играх обустраивать место для игры (режиссерской, драматизации); воплощаться в роли, используя художественные выразительные средства (движение, интонация, мимика, атрибуты, реквизит.
  • умение различать эмоциональные состояния героев;
  • перенос литературных образов в самостоятельную деятельность;
  • театральный уголок группы пополнится различными видами театра.